Ученые нашли белок, помогающий сперматозоиду проникнуть в яйцеклетку

Японские ученые идентифицировали белок, отвечающий за проникновение сперматозоида внутрь яйцеклетки, пишет журнал. Белок, поиски которого продолжались 18 лет, получил наименование Izumo, в честь японского божества - покровителя брака.

Мышиные сперматозоиды, лишенные этого белка, не были способны проникать в яйцеклетку, установили исследователи из университета Осаки () под руководством доктора Масару Окабе (Masaru Okabe).

Как известно, на пути к женской половой клетке, сперматозоиды должны преодолеть ряд барьеров. Первый - это остатки клеток фолликула, окружавшие яйцеклетку в яичнике. Второй - внешняя оболочка непосредственно самой яйцеклетки, называемая блестящей (zona pellucida). Сперматозоиды, лишенные Izumo не могли преодолевать эту оболочку.

Ученые полагают, что одно из применений их открытия - разработка новых, негормональных средств контрацепции. В качестве доказательства описан эксперимент с антителами к Izumo. Сперма, обработанная ими, теряла оплодотворяющую способность.

Второе применение - разработка новых методов лечения бесплодия, связанного с неспособностью спермы преодолевать мембрану яйцеклетки. Напомним, что эта же группа ученых сообщала ранее о выращивании женских яйцеклеток в мужских половых железах.

Опубликовано 10.03.2005